Заслонка рециркуляции входит в состав системы климат контроля. Она перекрывает забор воздуха с улицы и обеспечивает рециркуляцию салонного воздуха через салонный фильтр системы вентиляции. Состоит заслонка из корпуса-воздуховода и подвижной части, приводимой в движение электроприводом. Управление заслонкой осуществляется в ручном режиме с помощью кнопки на блоке климат контроля или в автоматическом режиме (при наличии датчика качества воздуха).
На подвижной части заслонки в месте стыковки с электроприводом в пластике образуется трещина. Вал электропривода начинает проворачиваться в заслонке и разрушает ее до полной неработоспособности.
Причиной поломки заслонки является конструктивный просчет: материал заслонки не выдерживает нагрузки, возникающие из-за слишком высокого момента ее электропривода.
Неисправная заслонка имеет низкую скорость срабатывания, неплотно перекрывает наружный воздух, пропускает запах, или вообще не переключается в нужный режим способствуя запотеванию стекол (в зависимости от степени повреждения).
Время работы заслонки до выхода из строя зависит от множества факторов, таких как: частота использования, температура воздуха, наличие датчика качества воздуха и пр. Типовое время возникновения неисправности 3-6 месяцев с начала эксплуатации автомобиля. Данная неисправность покрывается гарантией на автомобиль. Заслонка вместе с корпусом-воздуховодом подлежит замене. Если гарантия закончилась, то лучше заранее принять меры, чтобы избежать проблем с заслонкой. Если поток воздуха не направляется в нужную сторону, это неисправность не связана с заслонкой рециркуляции.
Как проверить исправность заслонки?
Экспресс-метод "на слух"
Исправность заслонки можно определить экспресс методом по длительности работы электропривода (по звуку):
Включить зажигание, не заводя двигатель.
Отключить все источники шума: музыку, вентилятор и т.д.
Нажать на кнопку рециркуляции и определить длительность звука (жужжания) в области перчаточного ящика.
Звук длительностью 2-3 сек. соответствует исправной заслонке.
Звук длительностью 10 сек., щелчки, неравномерный звук, свидетельствуют о неисправности заслонки.
Визуальный контроль
Более точную диагностику неисправности обеспечивает визуальный контроль работы заслонки:
Снять перчаточный ящик.
Включить зажигание, завести двигатель.
Установить скорость вентилятора на максимум.
Нажать кнопку рециркуляции.
Равномерное движение заслонки в течение 2-3 сек и остановка в конечной точке свидетельствует об исправности заслонки.
Неравномерное движение, хлопки, щелчки, несколько раз изменяющийся звук потока воздуха и положение заслонки, суммарное время движения около 10 сек. говорит о неисправности заслонки.
После этого отвинтить все доступные саморезы крепления вентилятора, затем сам вентилятор отгибается вниз.
Через образовавшуюся щель достается подвижная часть заслонки и производится ремонт. Этот процесс достаточно неудобен, зато позволяет сильно сократить число снимаемых деталей по сравнению с первым способом.
Ремонт заслонки
Сломанную заслонку можно отремонтировать. Для этого на нее со стороны электропривода натягивается металлическое кольцо внутренним диаметром 11мм. Для установки кольца необходимо сделать пропил под валом заслонки на ширину кольца.
Вместо кольца можно использовать пружину возвратную тяги карбюратора (ВАЗ 2101), для удобства у нее необходимо откусить усики.
Как вариант, для ремонта можно использовать металлический хомут для крепления троса Mul-T-Lock/Centry Navigator или что-то подобное и заклепку. В этом случае не нужно делать пропил, нужно только просверлить отверстие под заклепку.
Еще одной альтернативой является изготовление гильзы (размеры показаны на фото), для того чтобы она нормально оделась на самой заслонке придется сделать пропил глубиной 23 мм.
Покупка заслонки
Если попытки ремонта не привели к желаемому результату, то самый простой выход - просто купить новую заслонку рециркуляции Опель Астра, например в магазине Big-Zip. Редко где можно купить заслонку отдельно, но в этом магазине это возможно.
Новая модификация заслонки
GM модифицировал заслонку, внеся необходимые изменения (см. фото), теперь проблема "ломания" заслонки неактуальна, НО, к сожалению, при возникновении ситуации, описываемой в этом разделе ломается электропривод, который в 2 раза дороже, так что стабилизатор тока (см. далее) свою актуальность не потерял!
Как предотвратить поломку заслонки рециркуляции в будущем?
Для обеспечения долгой безотказной работы заслонки рециркуляции необходимо уменьшить момент ее электропривода. Момент и мощность электропривода можно уменьшить путем установки стабилизатора тока в цепь электропривода.
Для предотвращения поломки заслонки на время изготовления или покупки стабилизатора можно временно отключить провод от электропривода.
Вариант 1.
Стабилизатор состоит из двух микросхем LM317, двух резисторов и двух диодов. Принципиальная схема стабилизатора и выводы микросхемы LM317:
Номинал резисторов - 8.2 Ом. Стабилизатор настроен на ток 150mA. Внешний вид печатной платы:
Если с изготовлением схемы Вы испытываете сложноcти, то вместо стабилизатора можно использовать резистор, номинал 36 Ом 2 Вт. Резистор имеет недостаток: ток через электропривод зависит от напряжения в бортовой сети.
Вариант 2.
Упрощенная и более компактная схема стабилизатора состоит из следующих компонентов:
Название
Код на сайте компании "Микроника"
Диодный мост DB104 (1A, 400V)
00082523
Резистор 8.2 ом
00176550
LM317AEMP в корпусе SOT223 (1 ампер) или в корпусе D2PAK (1.5 ампера)
Разъём PW 15-2-M (PWL)
00028224
Разъём PWC 15-2-А
00210758
Общие замечания по работе стабилизаторов. Проверка.
Обе приведенные выше схемы работоспособны и практически идентичны по эксплуатационным характеристикам. Вторая более компактна и легче для изготовления.
Проверить любую схему можно следующим образом: подключаем стабилизатор по схеме снизу и меряем ток в цепи. Он должен составлять 150mA +/- 3mA (погрешность обусловлена точнотью изготовления резисторов). Меняем выводы стабилизатора в данной схеме местами и повторно замеряем ток. Он не должен отличается от первоначального измерения в пределах погрешности (+/-3mA). Т.е. при значения 153mA и 147mA стабилизатор работает корректно.
Разъемы PHU-2 и PHW-2, несмотря на небольшую доработку лучше подходят для использования, так имеют шаг 3.69мм и сидят более плотно.
Установка стабилизатора
Установка производится в разрыв любого из проводов, идущих к моторчику заслонки.
Вариант 1.
Разрезать один из проводов, идущих к электроприводу и образовавшийся разрыв подключит выводы стабилизатора.
РАсположение электропривода показано на фото.
Вариант 2.
Подобрать разъемы и подключить стабилизатор между электроприводом заслонки рециркуляции и штатным разъемом. Внешний вид стабилизатора на фото. На сегодняшний день делают и более компактные стабилизаторы.
Вариант 3.
Снять блок климата. Извлечь 1-й контакт из голубого разъема блока климат контроля и на его место поставить один из выводов стабилизатора. Второй вывод стабилизатора соединить с вынутым 1-й контактом.
Для всех вариантов:
Перед первым использованием заслонки рециркуляции со стабилизатором надо ослабить крепления электропривода для расклинивания зажатой большим моментом заслонки.
Если вы считаете страницу полезной нажмите на кнопку